Лучше один раз увидеть — запишись на пробное занятие

Подробнее

5-ти дневные учебные военные сборы

Подробнее

Бесплатное обучение в автошколе «Алгоритм»

Подробнее

Первый платеж всего 30% от стоимости обучения

Подробнее

Открыты утренние, дневные, вечерние и ночные группы практического вождения

Измайловский проезд, д. 11
Время работы: 900–1900 (Пн.-Пт.) 900–1700 (Сб.-Вс.)
Измайловский проезд, д. 11, стр. 2
Время работы: 900–1900 (Пн.- Пт.) 900–1800 (Сб.-Вс.)

Ребята с нашего двора…

21.03.2021
Новости
Ребята с нашего двора…

Статья о жителе района Измайлово, ветеране Великой Отечественной войны, заслуженном лётчике СССР, генерал-майоре Владимире Федоровиче Бученкове.

IMG_20201013_162047.jpg После работы я иногда заглядываю в гости к замечательному человеку и славному защитнику Родины – Владимиру Федоровичу Бученкову. Беседуя с ним о его детстве, о той страшной войне, о жизни вообще, я сам как-то внутренне изменился от простого осознания, что среди нас есть такие люди и очень важно знать и помнить то, что они могут нам поведать. Знать, помнить и гордиться…

Когда-то давно нынешний московский район Сокол даже окраиной города назвать было трудно. Да и не было тогда гордого имени Сокол даже в проекте. Располагалось в этом месте село Всехсвятское, названное в честь расположенного в нем храма Всех Святых. В этом селе 6 сентября 1919 года родился, а позднее и был крещен в том самом храме будущий генерал-майор авиации, заслуженный летчик СССР Владимир Федорович Бученков.

«В семье нас было пятеро братьев. Я родился третьим. Родители мои были из рабочих. Мы жили на Песчаной улице, недалеко от аэродрома, что на Октябрьском (Ходынском) поле. Бывало, соберемся компанией и побежим к проволочному ограждению. Любуемся, как тренируются летчики. Особенно когда они шли на посадку. Тогда не было еще закрытых кабин, и они иногда нам махали рукой в знак приветствия. Какое это было счастье для нас! До сих пор помню это чувство», — вспоминает Владимир Федорович.

Жизнь вблизи аэродрома определила дальнейшую судьбу многих семей, не обошла стороной и семью Бученковых. О небе Владимир начал мечтать с 12 лет, ведь рядом, в Песчаном переулке, жили Юлиан Иванович Пионтковский — советский летчик-испытатель, кумир местных мальчишек; Владимир Георгиевич Гладышев — авиационный техник, позже входил в технический состав полка «Нормандия-Неман». Часто в гости захаживал инструктор (Владимир Федорович не помнит его имя) Осоавиахима от завода № 1, летчик-планерист, который был очень дружен со старшими братьями Владимира. Позже он стал брать юного Володю с собой, в планерную школу Осоавиахима. В 13 лет он, уже сидя в планере, балансировал против ветра. Брат отца дядя Миша помог приобрести осоавиахимовскую форму — зеленую гимнастерку и брюки, а сапоги купили на базаре. Все это оказывало на подрастающего мальчишку огромное влияние, и Владимир решил, что точно станет летчиком! В итоге три брата Владимира Бученкова, как и он сам, стали летчиками-истребителями, а еще один — авиатехником.

«Мой отец, Федор Ефимович Бученков, вырос в приюте, так как рано потерял родителей, и с детских лет работал на заводе «Изолятор». Мои братья дружно трудились слесарями у отца на заводе. Потом с завода один за другим братья уходили в армию. Чтобы подготовиться к поступлению в летную школу, брат Леонид, приехавший в отпуск домой, посоветовал мне тоже устроиться на завод, где я смог бы изучить принцип работы мотора М-11 от самолета У-2. Поэтому, окончив семилетку, я устроился учеником слесаря в гараж на завод «Изолятор», к тому времени мой отец уже был директором этого завода. Свою первую получку — сорок два руб­ля — с гордостью отдал маме. Правда, часть денег у меня высчитали за валенки, которые я взял в рассрочку. Без них в гараже было холодно», — вспоминает ветеран.

«Молодежь — на самолеты!» — это был девиз и лозунг начала тридцатых годов в СССР. Аэроклубы районов Москвы были заполнены юношами и девушками, желающими летать и прыгать с парашютом. Они сразу после учебы или работы мчались на аэродромы. Это было массовое патриотическое движение. Из этой молодежи выросли мировые рекордсмены, исследователи, полярники, герои пятого океана, герои войны и герои труда.

В 1936 году, когда исполнилось 17 лет (по документам — 18 лет), по путевке комсомола Владимир был направлен в Военно-морское авиационное училище имени С. А. Леваневского (бывшую школу гидроавиации Осоавиахима) в городе Николаеве. Как полагается, после курса молодого бойца его ждали три счастливых года учебы.

Окончив училище, вместе со своим другом Василием Бутурлинцевым с 1939 года служил пилотом-инструктором Осоавиахима в аэроклубе Мячково Ленинского района Москвы, участвовал в подготовке двух выпусков на У-2.

В 1940 году советское руководство и высшее командование приняли решение об укреплении рядов ВВС. И чтобы за короткий период подготовить больше военных летчиков и пополнить ими истребительные авиаполки, в СССР были созданы еще три авиашколы из инструкторов Осоавиахима: в Тушине, Ульяновске и Херсоне.

«В апреле меня зачислили во 2-й отряд Тушинской авиационной школы. Здесь мы прошли переподготовку (уже стали летать на истребителях), и меня, уже лейтенанта ВВС, направили летчиком-инструктором во вновь созданную военную авиашколу пилотов в Остафьево. Курсантов обучали на УТ-2 и И-16. Нам, инструкторам, приходилось выполнять по 30 — 40 посадок в день. Полеты по кругу требовали внимания и определенного напряжения. Ведь наша задача — обучить человека летать! Кстати, среди наших курсантов был и мой младший брат Борис».

«Навсегда мне врезался в память первый день войны. В субботу, 21 июня, я приехал погостить домой, а ближе к вечеру отправился в гости к давнему товарищу Василию Бутурлинцеву. Засиделись мы в тот день, и возвращаться в Остафьево уже было поздновато. Родители Василия и его сестра Наташа оставили меня ночевать. Утречком я встал, надел свою военную форму и побежал в магазин, чтобы купить что-нибудь нам к завтраку. Зашел в булочную, которая в то время находилась недалеко от Дома журналистов, и сначала даже не обратил внимания, что в начале девятого утра там так много народу. Вдруг слышу голос из толпы: «Пропустите сынка вперед». Мне и невдомек, что обо мне речь. Подумаешь, в форме лейтенанта. Ну и что здесь такого. Пошел к прилавку с сыром. А через несколько секунд я прислушался к голосу по радио. Передают, что началась война…»

«Купив продукты, рванул к Бутурлинцевым. Захожу в квартиру — все плачут. Они уже тоже узнали о случившемся. Попрощавшись, я побежал на электричку и поехал в Щербинку, а оттуда — до Остафьево. Больше я никого из их семьи не видел». Бутурлинцев Василий Тимофеевич — лейтенант 603-го ББАП, погиб в воздушном бою 24 января 1942 года. Похоронен в братской могиле на городском кладбище в г. Подольске.

Войну Владимир Федорович начал летчиком-истребителем 176-го истребительного авиационного полка в составе 6-го ИАК (истребительного авиационного корпуса). Кстати, из полков 6-го ИАК вышли 23 Героя Советского Союза. Среди них и Виктор Васильевич Талалихин, который в ночь на 7 августа 1941 года на И-16 тип 29 одним из первых военных летчиков произвел таран в ночном воздушном бою над Москвой. Его именем названы улицы и учебные заведения по всей стране, в том числе и в Москве.

Позже, в 1952 году, Владимир Федорович Бученков возглавил 176-й ИАП, а прямым начальником у него был командир 324-й истребительной авиационной дивизии, прославленный летчик–ас, трижды Герой Советского Союза, к тому времени уже генерал, Иван Никитович Кожедуб.

Свою боевую деятельность В. Ф. Бученков завершил в 1944 году на Днестре в составе 31-го истребительного авиационного полка 295-й истребительной авиадивизии 17-й воздушной армии 3-го Украинского фронта. Участвовал в воздушных боях, штурмовках по уничтожению боевой техники и живой силы противника. В 1944 году направлен в Высшую офицерскую школу воздушного боя в Люберцах. Участвовал в воздушном параде над Москвой 18 августа 1944 года (в День авиации), пилотируя фронтовой истребитель Ла-5. Всего Владимир Федорович участвовал в 18 парадах – 12 воздушных, 5 пеших и 9 мая 2007 года – на трибуне Красной площади.

Владимир Федорович вспоминает еще об одном соседе — нет, он не был летчиком, но вошел в историю города Москвы. Речь идет еще об одном уроженце той же Песчаной улицы, о простом на тот момент времени шофере Леониде Алексеевиче Колесникове. Позднее он стал знаменитым селекционером-самоучкой, создал нескольких сотен сортов сирени и стал лауреатом Сталинской премии 1952 года. Сорта сирени селекции Колесникова включены в международный реестр. Спустя два года после окончания Великой Отечественной войны Леонид Колесников, оправившись после тяжелого ранения, вывел сорт сирени, который пользуется наибольшей популярностью в мире, — «Красавица Москвы» (Beauty of Moscow). В 1954 году по инициативе Колесникова создан питомник на Щелковском шоссе, бульвар по соседству с ним в 1960 году получил название «Сиреневый».

Вот в таком многогранном окружении рос и учился, воевал и работал Владимир Федорович Бученков, да и вре­мена на его долю выпали непростые. За годы службы он освоил более 30 типов самолетов, в том числе был среди первых 50 советских летчиков, которые начали осваивать реактивную авиацию. В его летной книжке в общей сложности около 3000 часов налета. И почти 17 тысяч посадок.

Но до сих пор ярче всего ему помнятся те первые самолеты за «колючкой» аэродрома на Октябрьском поле из далекого довоенного детства и летчики, приветственно махавшие мальчишке рукой, заходя на посадку. Те самолеты, с мечты о которых и начался славный боевой путь генерал-майора авиации, заслуженного летчика СССР Владимира Федоровича Бученкова.

Михаил Петрунек, заместитель директора по воспитательной и спортивной работе ПОУ УМЦ «Алгоритм» РО ООГО «ДОСААФ России» г.Москвы.

газета Вести ДОСААФ от 14.03.2021г.

Возврат к списку
Форма обратной связи
Перезвоните
Задайте вопрос
Записаться онлайн
  • Выберите категорию
    Для категории “В” укажите тип коробки передач
    Заполните контактные данные
  • Выберете категорию
    Для категории “В” укажите тип коробки передач
    Заполните контактные данные
Как к нам добраться
На автобусе № 34 и 34К

Ст. метро Измайловская, последний вагон из центра, выход после турникетов направо, далее налево по ступенькам вверх, далее через дорогу к остановке общественного транспорта, автобусы № 34 и 34К, интервалы 3-7 минут, время в пути 8-10 минут до остановки «Измайловский проезд». Пешком 15-20 минут.

Отзыв
Выберете инструктора
Заполните контактные данные
Дайте оценку инструктору
Подготовка
Исполнительность
Отношение
Комфорт
Знания
Эффективность
Отзыв на сайте автошколы
Заполните контактные данные
(не публикуется на сайте)

Дайте оценку автошколе
Инструктаж
Качество
Автопарк
Преподавание
Сервис
Цена